Календарь православного блога

Ноябрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930  

Осипов А.И. НЕТ НИЧЕГО ДОРОЖЕ В МИРЕ ДУШИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ, часть 2.

Самую простую мысль скажу. Мы утверждаем, что мы – христиане, и утверждаем, что Христос есть Спаситель. Что из этого следует? Следует, что Он пришел спасать тех, кто погибает! И если я не отношусь к категории погибающих, значит мне Бог не нужен. Не нужен! А кто мне нужен? Мне нужен другой. Который вместо Христа. Который меня наградит, который меня похвалит, который меня превознесет, вознесет и всеми благами осыплет в своей «добродетели».
      Оказывается, христианином становится только тот, кто, наконец, начинает понимать, что ему нужен Спаситель! Христос. Христос же нужен, повторяю, только тому, кто видит, что он никак не может справиться с собой. Сел за стол – объелся, опился. Вышел на улицу – глаза как шары – по всем сторонам катаются. Увидел – друга наградили, лучшего друга! – позеленел! Зеленее елки лесной. Куда ни коснись. И опять убеждаюсь в одном и том же – оказывается, что я болен.
      Вот аскетика-то и есть целая наука, великолепнейшая, прекраснейшая наука, касающаяся существа человеческой жизни. Какой же она предлагает метод познания себя?
      Сначала маленький парадокс. Мы наверное грешны, и отчего-то грехов не видим. А святые считали себя самыми великими грешниками. Сысой Великий когда умирал, вокруг него собрались ученики, сподвижники… А он молится. Причем лицо его, как вы помните, просияло как солнце, невозможно было смотреть на него (это действительно – факт). О чем же он молился? Он молился. Чтобы Бог дал ему еще время. На покаяние. А когда сподвижники сказали: «Отче, тебе ли каяться!» – все же знали Сысоя! Великий же Сысой-то! Действительно великий! Что он ответил? «Поверьте, братия, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего».
      Что это такое? Лицемерие, что ли?
      Мы стоим перед потрясающей реальностью. Какого рода? Французы говорят: «Ночью все кошки серы». И белые, и черные, и серые, и полосатые..отому что ночью-то ничего не видно. А когда открывается день, когда солнце приходит, тогда начинаем мы все видеть и отличать – на кристально белой рубашечке малейшее пятнышко видно! Сразу вижу: не то. А о рубахе, в которой мы работаем, землю копаем, и мне кто-то скажет: «У вас грязно»… Я просто засмеюсь. Грязно? Так она просто такая и есть. Это и есть чистая.
      Святые… Действительно святые приближались к Богу, Свет осеевал их души, И души становились чистые. Поэтому малейшее несоответствие воле Божией они видели в своей душе. Видели и глубоко переживали.
      Более того, я вам скажу. Это должно быть неточный образ – то, что я вам сказал: малейшее что-нибудь они видели. Более точно надо сказать так: они видели, что вся наша жизнь в целом в общем-то не соответствует Тому, Кто есть Бог. Все время мы не туда идем. Все время мы подливаем деготь. Кто – в бочку меда ложку дегтя. А кто – наоборот, может быть, в бочку дегтя ложку меда маленькую. Все время несоответствие видят они! Более того, поразительная вещь (вот это обязательно надо нам знать всем и помнить) – святые оплакивают свои добродетели – я подчеркиваю – свои добродетели! как грехи. Об этом бы отдельно надо говорить, особенно сравнивая с католицизмом. Здесь особенно ярко прослеживается то принципиальное различие, которое существует между Православием и католицизмом.
      Оплакивали свои добродетели как грех. Почему? – Потому что видели, что постоянно поступают не так. Делом. Если не делом, так мыслью. Самим настроением, самим своим направлением жизни. Мы все время, к сожалению, не соответствуем этому.
      Оказывается, мы подходим к решению основной задачи, одного вопроса: как же это мне стать христианином? То есть, как же это мне убедиться, что мне нужен Христос?
      Вопрос, как ни удивительно, в высшей степени насущный. Я знаю, Христос конечно мне нужен… когда нужно мне сдать экзамен, к примеру, тут я даже свечку могу поставить, и не только Христу – кому угодно! Какому там положено святому? И заказать молебен могу… Или жениться нужно удачно. Правда? Христос мне тогда поможет, еще бы! А если еще какие-то дела надо проделать, тут я буду молиться изо всей моченьки. Тут Христос мне нужен. Зачем Он мне нужен, для какой цели? Дай мне благ земных. Вот тут мне Христос нужен. А как только касается вопроса, что я лгу, лукавлю, лицемерю, обманываю, завидую… не буду перечислять, тут что-то такое я и забываю и Христе. И никак не могу от этого избавиться. Почему-то мне Христос и не нужен.
      Преподобный Симеон Новый Богослов в Х! веке дает (если хотите, выражусь физическим математическим языком) – дает формулу, которую бы надо выбить золотом на граните… открывает секрет, как же можно увидеть себя грешного, как же добиться того, чтобы я стал Христианином, чтобы увидел, что Христос мне нужен? Он произносит следующие замечательные слова: «Тщательное исполнение заповедей Христовых (то есть, Евангелия) научает человека в его немощи».
      На первый взгляд, чего тут особенного. На самом деле, это величайшая истина. Внимательное исполнение заповедей христовых научает (то есть открывает) человеку его немощь, его действительное состояние. Вот, оказывается, каким образом только человек может познать себя, увидеть, кто он есть, и прийти ко Христу.
      Дело очень простое. Нужно попытаться жить по-христиански. Что такое Александр Карелин? Знаете Александра Карелина – борца. Который всех побеждает и все в страхе перед ним, даже иногда отказываются от борьбы – подумаешь, я его запросто… Карелина… только пусть он сюда не приходит.
      Мы все так себя чувствуем сильными и хорошими и способными, пока не пытались, палец о палец не двинули, с тем чтобы исполнить Евангелие в своей жизни.
      Что даем себе утром? Что делает человек утром? – Вычитываем молитвы. А даем ли мы себе: Господи, помоги мне в этот день, на сколько это можно, без греха сохраниться!
      Нужна решимость – даже чтобы попытаться исполнить то Евангелие, которое для меня, который назвал себя христианином, – является высшей ценностью. «Господи, я же верю в Тебя! И я хочу! поскольку я Тебе верю… я хочу жить так, как Ты говоришь». Вот только человек, который поставит себе задачей, поставит себе целью, начнет постепенно убеждаться, кто он есть на самом деле, начнет видеть себя – «то и дело я спотыкаюсь, при всем искреннем моем желании исполнить Евангелие, я вижу, как я спотыкаюсь и падаю!»
      Вот откуда начинается одно из величайших состояний истинной духовности, основополагающее состояние истинной духовности – видение греха своего.
      Феодор Дамаскин говорит: «Первым признаком начинающегося здравия души (слышите? – «первым признаком» – раз – слово «первый») является видение грехов своих бесчисленных как песок морской». Вот откуда начинается истинная духовность. На этом пути понуждения себя я начинаю видеть себя – кто я есть, и чем большей ревностью я пытаюсь осуществить Евангелие в своей жизни, тем больше я убеждаюсь в том, что во мне есть, что во мне живет, и насколько я действительно нуждаюсь во Христе Спасителе. С этого начинается истинная духовность. Отсюда рождается смирение не поддельное, не фальшивое – «я грешный» или «грешен, батюшка». Настоящее. Отсюда возникает переживание своей действительной немощи. «Пытаюсь сделать! И опять. Кажется, все хорошо – бах! свалился! Иду – вот, упал».
      Отсюда, кстати, рождается снисхождение к другим людям. Ибо, видя себя, я посочувствую и другим. Если сытый голодному не товарищ, то голодный-то голодному – ой как посочувствует. Ведь откуда начинается истинная духовность. Вот отсюда по мере понуждения себя рождается истинное покаяние, более ревностная молитва, рождается смирение, из смирения проистекает вот эта любовь к человеку, сострадание к другим людям, милосердие к другим людям, – вот оно! Начинаются некоторые признаки духовной жизни.
      А теперь отвечу на тот вопрос, который я поставил и не ответил – специально, чтобы теперь сказать.
      Да, Адам не имел знания того, кто он есть без Бога. Вот здесь, когда человек понуждает себя и когда он убеждается в том, кто он есть, я начинаю видеть не просто свою духовность. Тогда человек может в отчаяние просто впасть. Я начинаю видеть реальную помощь Божию, когда я прибегаю к нему с искренним: Господи, помоги! Ну помоги, не могу я не завидовать, зеленею, и все тут!
      И по мере нашего смирения – смирения! то есть, осознания себя, что действительно уже вижу, что я не могу… Господь помогает!
      «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию!» – говорит Господь. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные».
      Вы слышите, какие вещи говорит! Вот, оказывается, в ком истинная духовная жизнь начинается! В этом кающемся мытаре, в этой кающейся блуднице, в этом раскаявшемся разбойнике – они выше всех этих праведников оказались. Почему так это важно? Отвечаю.
      Только на этом пути человек приобретает так называемое непадательное состояние. Вспомним, почему Адам пал? Увидел себя Богом без Бога. Почему здесь человек приобретает непадательное состояние? Он познал себя. Познал: я без Бога, без помощи Божией все время буду в дерьме валяться. Вот откуда приобретается действительно то состояние, которое Отцы называют непадательным состоянием. Через этот опыт познание себя, через этот опыт жизни – когда кажется, что я отделен от Бога, я, наконец, начинаю понимать, почему мне Бог нужен, начинаю понимать, почему Христос мне нужен, я становлюсь христианином, хоть чуть-чуть, наконец-то. Вот такой человек, теперь уже помилованный Богом, по милости Божией принятый Им, не падет. Почему не падет? – Потому что он прекрасно на себе познал, кто он есть без Бога. Тогда-то он и сможет быть действительно истинным Богом в Царствии Божием. Истинным. Во Боге и Сынове Вышнего – все вы. И тогда он сможет быть Богом – с Богом и никогда не возомнит себя Богом без Бога. Это и составляет истинную духовность, основу истинной духовности.
      Вы же понимаете, самое важное для нас – увидеть основы. Я же не буду говорить сейчас о плодах духа. Где нам говорить о плодах Духа, Господи! Хоть бы грешными себя увидеть. Господь, может быть, и даст нам счастье вкусить и плоды Духа. Вот тогда и мы узнаем, что такое духовность. Это, оказывается, не культура, не наука, не просвещение, не этика – а что такое духовность? Действительно, это есть то состояние человека, при котором Дух Божий может уже вселиться в человека. Может! Душа наконец-то открывается, потому что она просит помощи Божией! Вот тогда Господь и начинает действовать всеми дарами – дарами Своими в душе человеческой. Действовать по мере смирения человека. Мера святости – мера смирения.
      И мы видим, что чем больше великий святой, тем больше в нем истинного смирения. Из этого истинного смирения рождается и истинная любовь, которая и является средоточием, существом истинной духовности.
      Еще раз повторяю, друзья мои, это сейчас особенно важно. В чем отличие православного понимания любви от всех этих сектантских штучек? Тем, что истинная любовь рождается только на почве истинного смирения, познания себя. А не взбрык чувств: Христос нас спас – бросимся Ему в объятия! Только абсолютно ничего не понимающие нехристи могут так сказать. На почве смирения истинная любовь рождается. И больше ни на чем. Нет истинной любви без истинной любви без истинного смирения. Вот тут и будет истинная духовность.

      Высокопреосвященный Владыка Викентий по завершении встречи сказал:
      – Это ваше такое доброе назидание, как основа духовной жизни, я думаю, положит начала духовного строительства в нашем Духовном училище жизни духовной, когда уже инспектор или проректор не будет ходить и заставлять делать добро, или идти на молитву, или исполнять все те предписания, которые предписано здесь исполнять как график всех лекций и служб, а добросовестно будем исполнять свое призвание, чтобы научиться молиться, научиться делать добро, научиться видеть себя, видеть свои грехи и, оплакивая их, идти к Богу и приобрести в своем сердце Спасителя, Который пришел на Землю спасти нас.
      Особенно сейчас нам нужно это исполнять, почувствовать в себе нужду в спасении, – когда мы приближаемся к 2 000-летию рождества Христова. Чтобы не было так, что Господь пришел 2 000 лет назад, чтобы нас спасти, а мы еще Его не приобрели, 2000 лет проповедовалось Слово Божие, а мы еще не знаем, что Он есть, что мы нуждаемся в Его спасении.
      Вы просили, отцы, чтобы мы встречались. Будем встречаться. И будем на основе той лекции, того поучения, которое мы получили от нашего дорогого профессора Московской Духовной Академии и Семинарии, – будем дальше строить и нашу жизнь, наши дальнейшие лекции и наши встречи. Спасибо вам большое.

You must be logged in to post a comment.

- -
- -
PRAVOSLAVIE.INFO -   .  .ru.