Календарь православного блога

Май 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Дек    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

ВЕЛИКИЙ ПОСТ

ВЕЛИКИЙ ПОСТ
Что есть и что делать в Великий Пост? Читайте сдедующий абзац и решайте сами. Главное правило: если Вы уж решились на этот духовный подвиг, то ешьте меньше, чем обычно и ежедневно читайте Новый Завет. Пост обязательно должен быть связан с отказом от обычной жизни. Если Вам не приходится ежедневно испытывать свою Силу Воли во время Великого Поста, значит это не пост, а самообман.
В первые пять дней Великого поста соблюдается «сухоядение»: есть можно только постную холодную пищу без масла, пить не подогретое питье. В прежние времена наиболее благочестивые люди в течение первого дня не ели и не пили вовсе; на второй день пили крещенскую или простую воду, ели просфоры, хлеб и соль; на третий день, кроме хлеба, можно было выпить отвар из сухофруктов; на четвертый день снова ели хлеб и пили воду; на пятый – варили коливо (кутью) – кашу из цельных зерен пшеницы, или гороха, или риса с добавлением меда, изюма или ягод (коливо освящалось в церкви после литургии в пятницу). В первые четыре дня не ели растительного масла, семечек, орехов и т.п. В субботу и воскресение разрешался обычный постный рацион с растительным маслом.

Храмовые богослужения на первой седмице Великого поста также как и пища имеют особенности: в понедельник, вторник, среду и четверг на великом повечерии читается Великий канон (покаянный) преподобного Андрея Критского, а в пятницу по заамвонной молитве – молебный канон великомученику Феодору Тирону (оттого первая седмица и названа «Федоровой неделей») и совершается благословение колива. Первая седмица заканчивается воскресением, названным «Торжество православия».

На четвертой неделе Великого поста в среду исполняется половина Святой Четыредесятницы и совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню. В народе ее называли Крестопоклонной, Средокрестной, Крестовой и повсеместно из пресного теста пекли хлебные кресты.

На Великий пост приходятся «сороки» – день сорока мучеников в Севастийском озере мучившихся (9/22 марта). В этот праздник пост ослабляется и если он приходится не на субботу или воскресенье, то можно есть с растительным маслом.

В четверг на пятой неделе Великого поста на утрени читается Великий покаянный канон преподобному Андрею Критскому о стоянии Марии Египетской, в народе оно называлось «Андреево стояние», «Андреево достояние», или просто «поклоны». Получило распространение еще одно название этой недели – «Похвальная», поскольку в субботу читается акафист Пресвятой Богородице (суббота Акафиста).

На время Великого поста приходится один из великих двунадесятых праздников – Благовещение Пресвятой Богородицы, установленный в память явления Божией Матери архангела Гавриила с благой вестью о зачатии Иисуса Христа (25 марта/7 апреля). Если этот праздник попадает на Великий пост, то пост ослабляется – разрешается есть рыбу, если на Страстную седмицу – разрешается вкушение растительного масла, а если совпадает с днем Пасхи, то празднуется в Пасху.

Шестую седмицу Великого поста, или «седмицу ваий», в народе называют Вербной, Вербницей, Вербич или Пестрой, по той причине, что в конце ее – в воскресение, когда Церковь празднует день Входа Господня во Иерусалим, – в России было принято освящать вербу. Отсюда и Вербное воскресенье (цветоносное). В этот день разрешается есть рыбу. В субботу перед Вербным воскресением – в день воскрешения праведного Лазаря или Лазареву субботу – можно есть только рыбную икру, но не рыбу. Кроме того, принято было печь постные блины.

После Вербного воскресения наступают Великие дни, или Страстная седмица. В храме читают Евангелие Страстей Христовых, то есть Страданий Христовых, как Он был предан Иудой Искариотом, взят под стражу, бичеван и распят на кресте. Пост на этой седмице строже, чем в предыдущие недели. Каждый день седмицы имеет название – Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. Эту неделю называют также Белою, или Чистою, потому что верующие начинают готовиться к Пасхе, то есть стараются чаще посещать храм, сохранять духовную и телесную чистоту, убирать в доме.

Из всех дней последней седмицы в народной традиции выделяется Великий, Страстной, или Чистый, Четверг, Великий Четверток. Этот день установлен Церковью в воспоминание Тайной Вечери, на которую Иисус Христос собрал своих учеников в первый день Иудейской Пасхи. На этой трапезе Спаситель преломил хлеб, и, раздавая ученикам, сказал: «приимите, ядите: сие есть Тело Мое». И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: «пейте из нее все; Ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф.26,26-28). Так впервые Иисус Христос сам установил таинство Причащения, заповедав совершать его в дальнейшем.

В Великий Четверг вечером (на всенощной) совершается утреня с чтением 12 Евангелий Святых Страстей Иисуса Христа. Особое значение придается не только освященному огню, но и самой свече. Придя домой, свечой выжигали на косяках дверей и окон кресты с охранительной целью. Этот обычай соблюдается и поныне. Большое значение придавали четверговому хлебу, поэтому в воспоминание о преломлении хлеба на Тайной Вечери подавали в храме заздравную просфору, по силе своей равнозначную благовещенской. В Великий Четверг пекли куличи, красили яйца (фуксином или луковой шелухой). Особо строгий пост соблюдается в пятницу – Великий Пяток.

Страстная неделя завершается торжественным празднованием Пасхи – Светлым Христовым Воскресением («Великодень»). На Пасху христосуются – целуются со словами: «Христос воскресе!» В ответ говорят: «Воистину воскресе!» С Великой Субботы после литургии освящаются в церкви «пасха» – небольшая конусообразная горка сладкого творога с изюмом, высокий пасхальный кулич из сдобного теста и яйца – ими разговляются в воскресение после заутрени. В южных губерниях «пасхой» называли кулич. Судя по тексту Евангелия, та пасха, которую ел Спаситель с учениками своими, представляла собою сдобный хлеб, то есть по-нашему кулич, но не творог.

Первое, что съедали в день Пасхи, были освященные в храме кулич, пасха и яйца, их ели натощак. После праздника Пасхи следует сплошная пасхальная седмица – «Святая неделя» («Великоденская», «Радостная»). Пост в среду и пятницу отменяется: «разрешение на вся».

You must be logged in to post a comment.

- -
- -
PRAVOSLAVIE.INFO -   .  .ru.